ЦБ РФUSD
28.03.202077,73
27.03.202078,72
EUR
85,73
85,96
Грузия – это целый мир!
Фото: Издание «Выборгские Ведомости»

Грузия – это целый мир!

14 марта 2020
Новости МЧС

Накануне Международного женского дня в Выборгском театре драмы и кукол «Святая крепость» прошла премьера спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» по одноимённой повести Нодара Думбадзе в инсценировке, созданной автором в содружестве с Григорием Лордкипанидзе. Назвать новую постановку подарком именно женщинам нельзя, скорее, это приятный презент всем выборгским театралам. Режиссёром-постановщиком выступила уже знакомая нашим зрителям Инна Аронова.
В «Святой крепости» Инна в 2018-м году поставила трагикомедию «Легенда маленького городка» по рассказам Александра Гутина и Эфраима Севелы. Идею того спектакля Инна обсуждала с художественным руководителем театра Юрием Лабецким. Юрий Евгеньевич стал инициатором создания и новой постановки. Но, конечно, молодой и уже известный режиссёр (в творческой биографии Инны – несколько спектаклей, поставленных в России и за рубежом, в том числе инсценировка «Дядюшкиного сна» Достоевского в Вологодском драмтеатре), не взялась бы за работу, если бы произведение было ей не интересно.
- Так бывает, что читаешь материал и понимаешь, что он на сто процентов твой. Это история, в которой есть место и бесшабашному веселью, и открытиям, и щемящим моментам, которые у всех нас были в детстве и, в конце концов, прощанию с детством, которое происходит у главного героя. Это не уникальная история, она происходит с каждым из нас. Каждый человек растёт, преодолевает какие-то вехи на пути своего взросления. Все мы встречаем первую любовь, которая оставляет глубокий след, формирует наше поведение на годы вперёд. Эта вечная история, которую можно рассказать и современным языком. Лично для меня она прекрасна своей трогательностью, стилем изложения, - говорит Инна Аронова.
В гурийском селе живёт Зураб Вашаломидзе. Правда, он ещё школьник, хотя уже и старшеклассник, поэтому все зовут его просто Зурико. Семья Зурико – он и бабушка, а также ближайшие соседи Илико и Илларион, которые за долгие годы знакомства стали как родные. Конечно, есть и друзья, и учителя, и любимая девушка – Мэри (Нина Федорук). Зураб не отличается безукоризненным поведением, не является примерным учеником, более того, он курит и даже выпивает. Иногда. Чачу. Только по поводу и вместе с Илико или Илларионом.
Поводов немало, ведь это – Грузия, где без хорошей выпивки и пусть скромной, но вкусной и сытной закуски, жить просто не принято. Да, трудные военные и послевоенные годы, да, односельчане ушли на фронт и вернулись далеко не все. Жизнь непроста, но в любом случае прекрасна! Это нужно понимать и ценить.
Главный герой спектакля, по мнению исполнителя роли Зурико Антона Курцаева, является светлым, даже где-то наивным, добрым, отзывчивым пареньком, на пути которого встречаются события, заставляющие его взрослеть.
«Этот персонаж близок мне, хотя сделать его было не просто, работа проведена огромная», - рассказал Антон. Близок ли добрый и наивный Зурико современной публике, которая сейчас больше воспитана на образах крутых мачо, которых в массовом порядке поставляют кино, ТВ, да и театр? Актёр справедливо считает, что у каждого персонажа есть своя публика. «Для мачо, Рэмбо, даже какой-нибудь оторвы, найдётся свой зритель. И для Зурико - тоже. Что сейчас более востребовано – спорный вопрос».
В новой работе «Святой крепости» мачо точно нет. А есть – люди. Они учатся, растут, любят, ссорятся, выпивают, веселятся, словом, живут. Жизнь – калейдоскоп, картины в котором меняются мгновенно, от радости до печали может пройти лишь несколько мгновений. Вот Зурико вместе с Илларионом (заслуженный артист РФ Николай Устинов-Лещинский) и любимым псом Мурада идут на охоту.
Вместо косого пуля, выпущенная из ружья Иллариона, угодила в собаку. Мурада умирает, медленно исчезает его силуэт на экране (очень тонкая работа с обратной проекцией, художник мультимедиа – Наталья Наумова). Плачут Зурико и Илларион, притихла публика. Но эта потеря – не самая страшная в жизни юноши.
Скоро Зурико переживёт массу приключений, закончит школу, уедет в Тбилиси, где к изумлению и земляков, и своему личному, поступит в вуз. В большом городе Зураб встретит новых друзей, в него влюбится сокурсница Цира (Евгения Смирнова), но Зурико в родном селе ждёт Мэри, и разве может он ей изменить? Хотя выбор дался молодому человеку нелегко, но это – ещё одна веха на пути к взрослению.
Актёрский ансамбль спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» Инна Аронова формировала тщательно, выверенно, скрупулёзно. «Я люблю этот театр, эту труппу, знаю почти всех артистов по своим прежним работам в «Святой крепости». Актёры способны и работоспособны, это увлекающиеся люди, которые могут работать и в моменты вдохновения, и в критические моменты, и в моменты счастья, и в моменты, когда очень тяжело. А это для меня – главное», - комментирует режиссёр.
В спектакле заняты как ветераны театра (уже упомянутый Николай Устинов-Лещинский, заслуженная артистка России Татьяна Тушина, Максим Гладков), представители среднего поколения (Ильдар Басыров, Михаил Никулин, Галина Басырова), так и молодые актёры, влившиеся в труппу совсем недавно (Арина Лабецкая, Евгения Смирнова, Нина Федорук, Вячеслав Леонтьев, Моисей Яковлев, Артём Вишняков). Молод и исполнитель роли Зурико Антон Курцаев. Любой молодёжи присуща энергия, грузинской – тем более. Спектакль буквально насыщен динамикой: песни, танцы, музыка, радость и веселье льются со сцены, заражая позитивом зрительный зал.
Актёры за несколько секунд с помощью простейших конструкций и словно невесомых, появляющихся буквально из воздуха, декораций (минимализм в сценическом оформлении спектакля подчёркивает его лёгкость и воздушность), создают на сцене и гурийское село, и дом, где живут Зурико с бабушкой, и тбилисские улицы. Художник-постановщик Елизавета Егорова, воспитанница, без преувеличения, великого театрального художника Эдуарда Кочергина, и ранее работала с Инной Ароновой, так что творческие задумки режиссёра ей близки и понятны.
«Грузинский» дуэт Николая Устинова-Лещинского и Максима Гладкова словно перешёл из «Ханумы» Авксентия Цагарели: эта пьеса была поставлена в «Святой крепости» Георгием Цнобиладзе несколько лет назад. Там актёры составили прекрасный дуэт князя Вано Пантиашвили и его слуги Тимоте.
В новой работе выборгского театра артисты сыграли вечных антагонистов и в то же время неразлучных друзей Иллариона и Илико. Они не упустят случая подтрунить друг над другом, порой, казалось бы, даже обидно, но эта обида длится недолго, ведь они не враги, а друзья, а чача или вино помогают примирению. В то же время они являются для Зурико не просто соседями и друзьями, они словно старшие братья, хотя годятся в отцы юноше, если даже не в дедушки. Но разница в возрасте не ощущается.
Любопытно, что в знаменитой постановке Рубена Агамирзяна, с огромным успехом шедшей на сцене БДТ в 60-х годах прошлого века, Илико и Иллариона играли Сергей Юрский и Ефим Копелян, чья разница в возрасте составляла более 20 лет, примерно так же, как и у выборгских актёров. Своего рода перекличка с легендарным спектаклем минувших лет. И ещё эти работы, разнесённые по времени на несколько десятков лет, роднит искренняя, неподдельная реакция публики. Зрители и смеются, и грустят, и плачут вместе с актёрами.
Разве можно не плакать при сцене расставания Зурико с умирающей бабушкой? Она дождалась возвращения любимого внука, успела полюбоваться его дипломом о высшем образовании, попрощаться с Илико и Илларионом… «Ну, поплачь, поплачь. А как же? Внук должен оплакать бабушку… Ну, теперь хватит, хватит уже, сынок..» - говорит бабушка Ольга Зурико. И уходит в вечность, чтобы навсегда остаться в памяти внука, Илико и Иллариона...
Финал спектакля можно было бы охарактеризовать как печальный, даже трагический. Но это - светлая печаль, которая помогает зрителям стать немного добрее и сердечнее по отношению к своим близким.
Возможно, лингвисты придерутся к говору. Понятно, что мелодика языка – вещь важная, и Николай Устинов-Лещинский сожалеет, что не было возможности поработать с носителем грузинского языка. Хотя, думается, и в таком случае, нашёлся бы специалист, считающий, что говорят, хоть и похоже, но не совсем так, как в Грузии. Но на сцене - именно Грузия с её неповторимой атмосферой, восхитительным колоритом и удивительными людьми!

Источник: Издание «Выборгские Ведомости»